Все публикации

Ключевая задача Минобрнауки – поддержание доступности и качества российского образования

11 октября 2017

В рамках правительственного часа на заседании СФ выступила Министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Она рассказала о приоритетных направлениях развития образования в стране.

Министр сообщила, что в России насчитывается более 30 млн детей и молодежи, которые обучаются в 90 тыс. образовательных организаций, где работают около 5 млн человек.

«Ключевая задача Министерства – доступность и качество российского образования, ответ на запросы людей и экономики, высокий уровень подготовки кадров в нашей системе, а также поступательное увеличение финансирования отрасли», — сказала Ольга Васильева.

Она проинформировала, что по уровню федерального бюджета, учитывая субсидирование регионов, в 2017 г. расходы на образование увеличились до 595 млрд руб., что на 54 млрд превышает уровень 2016 г. Также растут средства и на государственную программу «Развитие образования».

Напомнив, что одно из ключевых положений «майских указов» Президента РФ – стопроцентная доступность дошкольного образования детей от трех до семи лет, Министр сообщила, что сейчас в стране этот показатель составляет в среднем 98,5 проц. В субъектах РФ продолжается точечная работа по сокращению дефицита мест.

«Первого сентября в российские школы пришли 15 миллионов 200 тысяч детей. Наша задача – обеспечить всех их местами, создать максимально комфортные условия для обучения», — подчеркнула Ольга Васильева.

Министр также отметила необходимость серьезного инфраструктурного обновления российской школы. «Физический износ школьных зданий, большинство которых построено 40–50 лет назад, — основная проблема всех регионов России. Начиная с 2017 года, задача строительства школ решается в рамках приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников», в соответствии с которым в текущем году регионам перечислены субсидии общим объемом 25 миллиардов рублей».

По словам Ольги Васильевой, создание единого образовательного пространства в стране решается по трем направлениям — стандарты, учебники и система управления. «На сегодняшний день мы имеем 1377 учебников в федеральном перечне – это очень много. Есть хороший пример – историко-культурный стандарт, в ходе которого осталось две-три линейки преподавания по отечественной истории. По такому пути мы пойдем также с другими учебниками», — сообщила Министр.

Она также рассказала о подготовке кадров для развития отрасли, формировании национальной системы учительского роста, повышении профессиональной квалификации и др. 

По окончании выступления Ольга Васильева ответила на вопросы сенаторов. Представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Приморского края Светлана Горячева затронула темы, связанные с идеологией образовательного процесса, качеством учебников, а также содержанием вопросов Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Омской области Елена Мизулина спросила Министра о работе, проводимой в рамках программы создания в субъектах Федерации новых мест в образовательных учреждениях.

Представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области Елена Афанасьева затронула вопрос о дошкольном образовании, состоянии детских садов, организации ремонта дошкольных учреждений.

Представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области Олег Цепкин задал вопрос о возможном внедрении шахматного всеобуча в стране.

Представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края Алексей Кондратенко затронул тему строительства новых школ, обучения во вторую смену, а также увеличения федеральных субсидий регионам для решения этих вопросов.

Представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Липецкой области Максим Кавджарадзеотметил необходимость развития системы трудоустройства молодежи по окончания вузов.

Представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Башкортостан Рафаил Зинуров затронул тему выбора языка для обучения, в частности, в некоторых субъектах РФ.

Представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Тверской области Андрей Епишин задал вопрос о распределении субсидий для создания новых мест в образовательных организациях.

Представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края Сергей Белоусов коснулся развития в различных регионах РФ проекта «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

Представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Рязанской области Олег Ковалев спросил Министра о работе в рамках программы модернизации школ.

Представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Курганской области Сергей Лисовский затронул вопрос социальной поддержки сельских учителей.

Представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Калужской области Алексей Александров коснулся темы повышения оплаты труда профессоров в российских вузах.

Представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Республики Тыва Людмила Нарусова затронула проблемы открытия новых школ в Республике Тыва, необходимости постепенного отказа от занятий в три смены.

В ходе мероприятия также выступили представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Республики Крым Ольга Ковитиди, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Эдуард Исаков, представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Коми Валерий Марков и представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Крым Сергей Цеков.

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти г. Москвы Зинаида Драгункина представила проект Постановления СФ «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации». Проект был принят сенаторами за основу.

Состояние сельских школ справедливо вызывает озабоченность, есть немало учебных заведений, материальная база которых не соответствует современным требованиям. Об этом заявила Председатель СФ Валентина Матвенко, комментируя журналистам обсуждение этой темы в ходе «правительственного часа» на заседании Совета Федерации.

Сенаторы задали Министру образования и науки Ольге Васильевой ряд вопросов, касающихся ситуации с сельскими школами.

Председатель СФ отметила, что это в первую очередь — ответственность муниципальных и региональных органов власти.

«У руководства регионов должно быть понимание, что инвестиции в человеческий капитал, в образование – это инвестиции в будущее, один из главных приоритетов страны».

Вместе с тем, федеральный центр тоже не должен оставаться в стороне, считает Валентина Матвиенко. «Запущена программа софинансирования строительства новых школ, в бюджете на следующую трехлетку предусмотрены соответствующие средства», — напомнила Председатель СФ.

«Сенаторы будут добиваться увеличения расходов федерального бюджета на эти цели», — подчеркнула глава СФ.

Источник: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 10.10.2017, 14:56